Новости отдела Китая

III конференция «История, культура и язык Китая» 3 декабря 2024 года

III конференция «История, культура и язык Китая»

2-3 декабря 2024 г. в Институте востоковедения РАН в смешанном локально-дистанционном формате прошла III конференция «История, культура и язык Китая».

II Международный форум «РОСТКИ: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество» 15 ноября 2024 года

II Международный форум «РОСТКИ: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество»

14 ноября 2024 г. в рамках II Международного форума «РОСТКИ: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество» (г. Казань, 13–15 ноября 2024 г.) по приглашению Казанского (Приволжского) федерального университета состоялась публичная лекция старшего научного сотрудника, ученого секретаря отдела Китая ИВ РАН к. филос. н. Н. В. Руденко на тему «Конфуцианство с человеческим лицом и горизонтальной доминантой: Тайчжоуская школа янминизма».

Китайский перевод энциклопедии «Духовная культура Китая» – крупнейший результат многолетнего сотрудничества российских синологов и китайских русистов 3 ноября 2024 года

Китайский перевод энциклопедии «Духовная культура Китая» – крупнейший результат многолетнего сотрудничества российских синологов и китайских русистов

31 октября во Дворце культуры Национальной библиотеки КНР состоялись презентация и симпозиум, посвященные выходу в свет китайского перевода энциклопедии «Духовная культура Китая», изданной крупнейшими российскими синологами во главе с М.Л. Титаренко, А.И. Кобзевым и А.Е. Лукьяновым в 6 томах с 2006 по 2010 г.

Презентация новой книги А. В. Лукина 2 ноября 2024 года

Презентация новой книги А. В. Лукина

29 октября в Зале заседаний Ученого совета Института Китая и современной Азии РАН прошла презентация книги научного руководителя Института Александра Владимировича Лукина «Россия и Китай в меняющемся мире», в которой представлены его работы о Китае, странах Восточной Азии, международной ситуации в этом регионе, отношениях его основных государств с Россией, а также об их подходах к мировой политике и развитию обстановки в других частях мира, написанные в 2015–2024 гг.

II Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход» 30 октября 2024 года

II Международная научно-практическая конференция «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»

28–30 октября 2024 г. сектор восточных философий Института философии РАН провел II Международную научно-практическую конференцию «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»

Презентация книги «Древняя Индия в культуре Руси. XI – cередина XV в.» 24 октября 2024 года

Презентация книги «Древняя Индия в культуре Руси. XI – cередина XV в.»

23 октября в «Корейском уголке» ИВ РАН прошла презентация книги заведующего сектором философии религии ИФ РАН, к.и.н., д.филос.н. В. В. Шохина «Древняя Индия в культуре Руси. XI – cередина XV в.», впервые увидевшей свет в 1988 г. и выпущенной издательством «Наука» вторым, исправленным и дополненным, изданием в 2023 г.

Интервью с Кормышевой Элеонорой Ефимовной

Головачев Валентин Цуньлиевич, Кормышева Элеонора Ефимовна, Смагина Евгения Борисовна

Востоковед, египтолог, археолог. Доктор исторических наук (1996, «Храмовые культы Мероэ. Исследование в области религии древнего Судана»), профессор, главный научный сотрудник Отдела истории и культуры Древнего Востока ИВ РАН.

Ли Сюэ-цинь

Дмитриев Сергей Викторович

Interviews with Li Xueqin: the Life of a Chinese Historian: Part One and Two // Early China '2012-2013, №35/36

На 86-ом году жизни скончался патриарх китайской науки о древности, археолог, историк и палеограф Ли Сюэ-цинь. Он родился в 1933 г. в Бэйпине/Пекине, был единственным ребёнком в семье медицинского работника (специалиста по питанию в американском Объединённом медицинском колледже (Се-хэ и-сюэюань 協和醫學院, Union Medical College)). Первые детские воспоминания Ли Сюэциня связаны с боями в Пекине в 1937 г. Из-за плохого здоровья он пошёл в школу лишь в 9 лет, сразу в третий класс – до того учился дома. В том же 1941 г. Объединённый колледж, как и другие американские учреждения Пекина, до того неприкосновенные, был занят японскими войсками, отец Ли Сюэ-циня потерял работу и был вынужден перебиваться случайными заработками. В 1948 г.

Мавзолей Цяньлин как исторический источник: время правления У Цзэтянь (624–705) и его восприятие современниками

Скрыпник Екатерина Сергеевна
Научная статья » Архитектура Востока

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №6

В 684 г. было завершено строительство Цяньлина – гробницы императора Гао-цзуна (прав. 650–683) и (впоследствии) его супруги, императрицы У Цзэтянь (624–705). Известный, в первую очередь, многочисленными скульптурными изображениями и погребальной живописью, Цяньлин представляет интерес не только для искусствоведов, но и для историков, так как позволяет сделать некоторые предположения об отношении современников к политике У Цзэтянь, позднейшими историками оценивавшейся скорее критически.

Китай и мир: традиции и современность

Дмитриев Сергей Викторович
Научная жизнь » Обзор конференции

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №5

  

Элиты эпохи шан в эпиграфических памятниках XIII–XI вв. до н.э.: титул хоу по данным ономастики

Сафин Тимур Альфредович
Научная статья » Восточная полития

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №4

В данный момент продолжается дискуссия о качественном содержании титула хоу в период Шан-Инь (XVI–XI вв. до н.э.). Иньские хоу считаются либо вождями потестарных или раннегосударственных образований на периферии Шан, либо держателями земельных наделов, дарованных ваном Шан, либо чиновниками с конкретными функциями и ограниченными правами управления. В статье функции хоу рассматриваются через призму ономастики. Во-первых, хоу именуются по нормам, которые более близки правителям отдельных территорий, нежели должностным лицам во властной организации Шан. Во-вторых, хоу теоретически могут быть вождями каких-то потестарных образований, но из-за особенностей интерпретации имен собственных в иньской эпиграфике эта версия пока не может быть должным образом подтверждена. В качестве базовой концепции следует принять версию о хоу как держателях царских земельных пожалований.

Секстина и гексахорд, гексаграмма и гексанема, или о древних формах глобализации

Кобзев Артем Игоревич
Научная статья » Восток – Запад

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность '2018, №4

В ас­пек­те ак­ту­аль­ной про­бле­мы куль­тур­ных, ис­то­ри­че­ских и ан­тро­по­ло­ги­че­ских гра­ниц гло­ба­ли­за­ции рас­смот­ре­на тео­рия вос­точ­но­го Воз­ро­ж­де­ния как ее пред­те­чи. Для ве­ри­фи­ка­ции дан­ной тео­рии, по­пу­ляр­ной в СССР в 1960–1980-е гг. в ка­че­ст­ве аль­тер­на­ти­вы идео­ло­ги­че­ски и по­ли­ти­че­ски дис­кре­ди­ти­ро­ван­ной “пя­ти­член­ки” ист­ма­та, про­ана­ли­зи­ро­ва­на ис­то­рия слож­ной по­эти­че­ской фор­мы – сек­сти­ны, не­ожи­дан­но поя­вив­шей­ся в муль­ти­куль­тур­ной сре­де тру­ба­ду­ров Про­ван­са в кон­це XII в. Ее ну­ме­ро­ло­ги­че­ская струк­ту­ра и спи­раль­ный ал­го­ритм, рас­кры­тые лишь в XX в., очень на­по­ми­на­ют сис­те­му по­строе­ния гек­са­грамм “И-цзи­на”, изо­бра­же­ния ко­то­рых бла­го­да­ря кни­го­пе­ча­та­нию имен­но в X–XII вв. ста­ли ши­ро­ко рас­про­стра­нять­ся в Ки­тае и мог­ли по­пасть в Ев­ро­пу с по­мо­щью ара­бов. С XI в. в тео­рии и прак­ти­ке му­зы­ки и пе­ния на За­па­де ут­вер­ди­лась еще од­на схо­жая шес­те­рич­ная струк­ту­ра – гек­са­хорд, по­ро­див­ший но­ты. Свя­зую­щим зве­ном ме­ж­ду эти­ми шес­те­рич­ны­ми по­строе­ния­ми мог­ла быть уни­вер­саль­ная для Ев­ра­зии дву­мер­ная фи­гу­ра – гек­са­не­ма, про­из­вод­ная от де­вя­те­рич­ной эн­неа­грам­мы, ко­то­рая так­же бы­ла ре­кон­ст­руи­ро­ва­на лишь в XX в.