Новости Отдела Китая ИВ РАН

15 декабря 2022 года

Семинар «Китай и мир. Традиции и современность»

Семинар «Китай и мир. Традиции и современность» Семинар «Китай и мир. Традиции и современность»

 
15 декабря 2022 г. прошло очередное заседание отдела Китая, в рамках которого был проведен очередной семинар «Китай и мир. Традиции и современность», посвященный проблемам перевода и понимания древней и современной терминологии.

На заседании были заслушаны и обсуждены доклад к.и.н., в.н.с. Сергея Николаевича Гончарова о выступлении генерального секретаря Си Цзиньпина на XX съезде КПК и доклад к.и.н., н.с. Тимура Альфредовича Сафина об интерпретации терминов «благородный муж» и «маленький человек» в раннеконфуцианских памятниках.

С.Н. Гончаров, проанализировав содержание доклада Генерального секретаря ЦК Компартии Китая Си Цзиньпина ХХ съезду КПК, пришел к выводу, что ключевым тезисом, вокруг которого организован доклад и выраженная в нем стратегия, является мысль о необходимости и возможности «выпрыгнуть из исторического цикла», ведущего к упадку государственности, путем осуществления Компартией «революции в отношении самой себя» (цзы-во гэ-мин). По мнению докладчика, важнейшим направлением строительства новой системы власти является сознательная политика Си Цзиньпина, имеющая три основные цели: во-первых, отладку системы контроля за работой партийно-государственного аппарата «снизу», со стороны «народных масс»; во-вторых, проведение курса на «управление партией со всей строгостью», предполагающее проведение жесткой борьбы с коррупцией и разложением правящей элиты; в-третьих, создание целостной идеологической системы, легитимирующей право нынешней партийно-государственной элиты КНР на управление страной. При конструировании такой системы Си Цзиньпин стремится использовать существенные элементы традиционной для Китая идеологии управления, равно как идей Мао Цзэдуна, теоретического наследия Дэн Сяопина, «важных идей «трех представительств» Цзян Цзэминя и «научной концепции развития» Ху Цзиньтао. При этом Си Цзиньпин стремится создать новую управленческую элиту, вооруженную достаточно сложной теорией управления с весьма специфическим и едва ли не сакральным языком, что должно легитимировать ее право на власть в глазах «широких народных масс».

После доклада состоялась плодотворная дискуссия, посвященная как непосредственно докладу, так и последствиям XX съезда КПК в целом. Особый интерес вызвала идея Си Цзиньпина о «выпрыгивании из исторического цикла», связанная как с традиционной китайской, так и с марксистской философией, а также предположение С.Н. Гончарова о намеренном воссоздании в последние годы в Китае специфического «языка управления», не доступного в полной мере народным массам.

Доклад Сафина Т.А. был посвящен ключевым конфуцианским терминам – «благородный муж» (цзюнь-цзы) и «маленький человек» (сяо-жэнь). Известно, что их исходные значения (соответственно «сын правителя» и «простолюдин») со временем уступили место моральному толкованию: «благородным мужем» может быть назван любой человека, соответствующий этическому идеалу конфуцианства вне зависимости от происхождения, а «маленьким человеком», наоборот, – даже выходец из знатной семьи. Считается, что такое понимание терминов присуще конфуцианству с самого начала. Но, по мнению автора доклада, в раннеконфуцианских памятниках («Лунь-юй», «Мэн-цзы») они использовались в своем исходном значении: как «лица благородного происхождения» и «простолюдины». Сафин Т.А. обратил внимание слушателей на то, что вплоть до недавнего времени считалось нормальным (в том числе среди ученых) определять душевные качества человека исходя из его социального происхождения, расы или пола, а мысль о равенстве людей воспринималась как абсурдная. Поэтому социальные категории в разных языках наделяются моральными коннотациями, например, «подлый» (изначально – «простолюдин») и «благородный» в русском языке. Согласно «Лунь-юю», «благородный муж» может считаться таковым даже не обладая «гуманностью/человеколюбием» (жэнь), а Мэн-цзы утверждал, что должности желательно передавать по наследству, в противном же случае «подлые превзойдут уважаемых». Более того, автору доклада не удалось найти свидетельств того, что «маленький человек» может стать «благородным мужем» совершенствуя свои душевные качества – и наоборот. Вопрос о том, когда же в таком случае эти категории отрываются от своего социального наполнения, докладчик оставил открытым. Доклад вызвал бурную дискуссию и множество критических замечаний у специалистов по истории китайской философии, прежде всего А.И. Кобзева, Н.А. Орловой, Н.В. Руденко и А.Б. Старостиной.

Далее в ходе обсуждения текущих вопросов на заседании Отдела были представлены новые соискатели ученой степени кандидата исторических наук – Петрова А.С., выступившая по теме «Национальное своеобразие в китайской архитектуре 20-го века», и Петрова С.Г., выступившая по теме «Дискуссия о древнем периоде китайской истории в республиканском Китае». Научным руководителем обеих был утвержден к.и.н., в.н.с. Сергей Викторович Дмитриев.