Новости Отдела Китая ИВ РАН

8 – 15 февраля 2012 года

Второй семинар

Второй семинар Второй семинар

 

8 и 15 февраля 2012 г. прошли заседания второго ежеквартального семинара Отдела Ки­тая ИВ РАН “Китай и мир: традиции и современность”. В работе семинара приняли участие около 30 человек, представлявших разные отделы ИВ РАН, а также Высшую школу экономики и Институт стран Азии и Африки МГУ.

8 февраля заседание семинара открыл приветственной речью А.И. Кобзев (ИВ РАН). Он по­здравил с юбилеем З.Д. Каткову, которая своей многолетней работой подготовила то оживление научной работы в Отделе Китая, которую мы наблюдаем сейчас.

С докладом “О проблемах, стоящих перед человечеством” выступил Л.С. Васильев (НИУ ВШЭ), отметивший, что свой научный путь он начал как китаевед, но сейчас его интересы го­раздо шире и не вполне вмещаются в понятие “востоковед”. Интерес к мировой истории во всей ее широте заставляет его обращать внимание на глобальные проблемы человечества как в прошлом, так и в будущем.

За ХХ в. человечество увеличилось в четыре раза, причем в основном за счет самых бед­ных и отсталых стран. Мир крайне энергично развивался в процессе вестернизации - именно с Запада пришли технологии и разработки, которые привели к увеличению качества и продолжи­тельности жизни на Востоке.

Существует множество критериев, которые позволяют уверенно разделить культуры с ран­ним восточным типом общества (от Китая до тропической Африки, а также культуры аборигенов Австралии и Крайнего Севера) и Запад - греко-римскую и возникшую на ее основе западноевро­пейскую цивилизацию. Только на Западе, в античном полисе, общество смогло сформулировать такие понятия, как свобода и права личности, независимый суд, ответственность власти, граж­данское общество.

Пять веков назад колонизация осуществлялась силами Испании и Португалии - самых от­сталых католических стран Европы, а затем благодаря усилиям протестантских Англии и Гол­ландии. Это была уже настоящая, планомерная колонизация. С XV в. начинается энергичный процесс вестернизации мира. Все народы, не относящиеся к западной цивилизации, стали ак­тивно осваивать западные идеи, институты, технологии. Причем именно технологии оказали на восточное общество особенно большое влияние.

Процесс вестернизации был непростым, болезненным, он затянулся на поколения, многое вызывало сопротивление традиционного общества. На восточные рынки пришли западные то­вары, которые долгое время сосуществовали с традиционным производством, но постепенно вытесняли его продукцию. Сначала западные товары стали казаться приемлемыми, затем их использование стало нормой, наконец - необходимостью.

В итоге весь незападный мир стал жить лучше. Раньше считалось, что колонизация - зло, но, по мнению Л.С. Васильева, - это огромное добро и благодеяние. Благодаря колонизации на Востоке кардинально выросли стандарты жизни, что повлекло за собой рост населения. Демо­графическое превосходство Востока перед Западом в значительной степени базируется именно на этом.

Ислам довольно поздно вышел на мировую арену в качестве реальной силы. При этом он имеет массу преимуществ, особенно в бедных странах, так как предоставляет новообращенным довольно развитую систему социальной помощи. В исламской структуре общества нет наслед­ственной аристократии, власть принадлежит удачливым военным вождям и улемам, что также импонирует многим на Востоке. К тому же ислам довольно прост для понимания, его пред­писания не слишком сложны для соблюдения, что, например, позволило этой религии очень быстро добиться огромных успехов в Тропической Африке. В исламских странах невероятно высокий “индекс счастья”. В итоге уже к 2050 г. или даже ранее мусульмане будут составлять 30% человечества.

Итак, какие проблемы стоят перед человечеством? Прежде всего это исламизм. Его не­возможно победить, и маловероятно, что он сойдет на нет сам. Количество бедных благодаря демографическому росту развивающихся стран стремительно растет. На примере многих стран, прежде всего Тропической Африки, мы видим, что эти страны не в состоянии самостоятельно прокормить свое быстро растущее население. Сейчас их кормит Запад, так как именно он явля­ется причиной демографического роста и стремительно нарастающей бедности в этих странах. Запад понимает, что он “в ответе за тех, кого приручил”, и старается помогать этим странам, принимает у себя мигрантов, чем, кстати, усиливает на Западе позиции правых радикалов, что тоже может привести к крайне неприятным последствиям.

Мир неблагополучен. Запад стремительно стареет, воспроизводясь в значительной мере за счет мигрантов, но пока они не в состоянии полностью заменить европейцев, так как в среднем работают гораздо менее эффективно. Сможет ли он через несколько десятилетий кормить Тропи­ческую Африку, если ему не будет хватать средств на содержание собственных стариков и боль­ных? К тому же люди в развивающихся странах, вкусив плоды вестернизации, уже не удовлетво­ряются куском хлеба, как их предки, - им нужны хорошие зарплаты, машины, дорогая техника.

Многие демографы утверждают, что рост населения в развивающихся странах скоро пойдет на спад, люди и там, подобно жителям западных стран, станут меньше рожать. Не станут. Восток принципиально отличается от Запада, поскольку для него важно не производство, а воспроизвод­ство. Представители восточных цивилизаций не станут такими же, как европейцы. При этом на протяжении последних 120 лет население земного шара удваивается каждые 30-35 лет. Кажется, данная задача не имеет безболезненного решения.

Каковы же неблагоприятные сценарии? Эволюция идет вперед по главным линиям, осталь­ные либо приспосабливаются к ним, либо погибают. Основные законы природы - это естест­венный отбор и борьба за существование, и именно она, возможно, скажет решающее слово. Природа - не живая, но и не безжизненная - подобно Церберу, следит за порядком. Природа наблюдает за тем, что происходит на Земле, и вмешивается в эти процессы, и мы видим, насколь­ко больше в последнее время стало происходить природных катастроф, катаклизмов, уносящих тысячи жизней. Возможно, мы увидим новые эпидемии, возможно, снизятся репродуктивные возможности всего человечества или его части. Наконец, не вызывает оптимизма растущий ис­ламистский фактор, особенно при наличии у многих стран мира ядерного оружия. Маловероят­но, что человечество проживет в благополучии хотя бы сто лет.

Для нас, конечно, всего важнее, что будет с Россией. Шансы есть, но, как и у всего челове­чества, они невелики. Это усугубляется тем, что, несмотря на оживление последних месяцев, в России нет гражданского общества. У нас крайне низкий “индекс счастья”. В Китае, где также нет гражданского общества, “индекс счастья” очень высокий, выше, чем у других восточных народов, и это дает им шанс. Причину такой ситуации Л.С. Васильев видит в конфуцианстве, которое внесло огромный вклад в историю всего региона, оно имеет гигантские способности к воздействию на другие культуры.

Доклад вызвал большой интерес аудитории. А.И. Кобзев спросил докладчика, не слишком ли грубая им предложена схема? Можно ли объяснять модернизацию только вестернизацией? Ведь, согласно Дж. Нидэму, из 40 наиболее важных изобретений человечества 32 было сделано в Китае и лишь 4 - на Западе? Л.С. Васильев ответил, что, за редким исключением, изобрете­ния, сделанные в Китае, не выходили за его пределы. Сами китайцы обычно не придавали этим изобретениям большого значения, и в этом их принципиальное отличие от Запада, где все приду­манное получало развитие. Поэтому китайские изобретения не меняли структуру цивилизации и общества. В целом все участники дискуссии сошлись на том, что доклад крайне интересен, хотя и выходит не только за пределы востоковедения, но и за пределы исторической науки вообще: в нем затрагиваются главные вопросы человеческого бытия, что редко встречается сейчас на научных конференциях.

В докладе М.В. Королькова (ИВ РАН) была проанализирована процедура судебного допроса, как она освещена в юридических документах, записанных на бамбуковых планках и относящихся к эпохам Цинь (221-207 гг. до н.э.) и Ранняя Хань (206 г. до н.э. - 9 г. н.э.) - времени становления древнекитайской империи. Эти тексты были обнаружены в 1970-1980-х гг. в результате архео­логических раскопок погребений провинциальных чиновников, проводившихся на территории провинции Хубэй. В докладе констатировалось, что в ходе процедуры допроса допрашиваемые пользовались рядом прав, которые характеризуются современными социологами как “процес­суальный контроль” (process control), и что применение судебной пытки было строго ограни­чено законодательством. Нарушение этих ограничений могло привести и в действительности приводило к наказанию виновных в этом судебных чиновников. Эти черты судебного допроса интерпретируются в контексте имперского строительства как одна из стратегий, направленных на создание среди массы подданных нового государства представлений о справедливости, на­прямую связанной с имперским центром и его институтами, а не с альтернативными агентами социальной справедливости, такими как родственные и общинные структуры и старые политии, уничтоженные в ходе циньских и ханьских завоеваний. Допрашиваемым позволялось без помех выступать в свою защиту до тех пор, пока их аргументация строилась на юридических нормах, установленных имперским правительством. Через введение универсальной модели судебной аргументации циньские и ханьские законодатели стремились определять формы и направление общественного дискурса о справедливости. Закон в этой ситуации представлял собой наиболее зримое воплощение государства, его материализацию в жизни широких слоев населения.

Доклад вызвал оживленную дискуссию, в ходе которой докладчик отметил, что, возможно, в Китае первыми законами, в определении которых использовался термин фа, были так на­зываемые военные законы цзюнь-фа - довольно многочисленные в Древнем Китае тексты, чье содержание представляло собой нечто среднее между рекомендациями для полководцев, правилами войны и уставом воинской службы. А.И. Кобзев отметил, что это сильно отличается от Запада, где слово “закон” прежде всего ассоциировалось с Законом Божьим.

Сообщение Г.А. Гребнева (ИСАА) было посвящено древнекитайскому календарю. Система традиционного китайского календаря довольно сложна, и помимо лунно-солнечной составляю­щей, связанной с делением года на 12-13 месяцев, в ней присутствует составляющая, основанная на видимом движении солнца по небесной сфере. Именно с ней связано деление года на 24 се­зона цзеци и 72 малых сезона хоу, при этом в каждый из 24 цзеци входит по три хоу.

Любопытная особенность системы 72 хоу заключается в том, что каждый из этих малых сезонов соотнесен с тем или иным повторяющимся сезонным явлением (начало токования фа­занов, наступление дождливого времени, затвердевание ледяного покрова на водоемах и т.д.). В совокупности отраженные в традиционном календаре сезонные явления создают достаточно подробную картину окружающей среды. Однако соответствует ли эта картина действительности, и если да, то с каким временем и регионом ее можно было бы соотнести?

Отвечая на этот вопрос, мы должны обратить внимание на те текстовые источники, из ко­торых проистекает система 72 хоу. В своем нынешнем варианте, утвержденном в 520 г. н.э., она основывается на содержании составленной в I—II вв. н.э. главы “Ши сюнь” (“Истолкование сезонных [явлений]”) из сборника “И Чжоу шу” (“Оставленные записи Чжоу”). Если мы сопоставим содержание “Ши сюнь” с более ранним календарным текстом “Юэ лин” (“Помесячные повеления”, приблизительно IV-III вв. н.э.), то увидим, что 100% информации о сезонных явлениях в “Ши сюнь” заимствовано из этого более раннего текста, при этом после­довательность сезонных явлений сохранена, но их конкретные даты практически придуманы заново. Это связано с тем, что в “Юэ лин” большинство описаний сезонных явлений приводятся группами по 2-5 явлений, которые соотнесены с 12 месяцами, двумя равноденствиями и двумя солнцестояниями. Составителям “Ши сюнь” нужно было адаптировать эти описания под новую систему, делящую год на 72 равных пятидневных отрезка, и такая адаптация была выполнена совершенно механически, так что говорить о соответствии системы 72 хоу реальной картине се­зонных явлений природы не приходится. Наиболее наглядный пример - как в тексте “Ши сюнь” было воспринято описание первой весенней грозы из “Юэ лин”. В исходном тексте “Юэ лин” это описание выглядит следующим образом: лэй най фа шэн, ши дянь (“Тогда гром подает голос, и начинают [появляться] молнии”). В тексте “Ши сюнь” оно распадается на два отдельных хоу, разделенных пятидневным интервалом: лэй най фа шэн, ю у жи ши дянь (“Тогда гром подает голос. Спустя пять дней начинают [появляться] молнии”). Это привело к абсурдной ситуации: первый гром, по “Ши сюнь”, раздается на пять дней раньше, чем первая молния.

Но и текст “Юэ лин”, если присмотреться к нему внимательнее, вызывает подозрения в ис­кусственности. Авторы текста, по-видимому, в большей степени стремились отразить в нем соб­ственные представления о порядке сезонных явлений, нежели реально наблюдаемую в природе картину. Это видно по нескольким сезонным явлениям. Так, сбрасывание рогов оленей разных видов, согласно “Юэ лин”, приходится на зимнее и летнее солнцестояния. Действительно, как отмечается в специальных работах, оленей Давида часто можно наблюдать без рогов в конце декабря. Но проблема в том, что ни для одного из известных видов не характерно сбрасывание рогов в конце июня - оно происходит на несколько месяцев раньше, и до середины лета это делают лишь особи отдельных возрастных групп, да и то лишь в тех регионах, где они получают относительно немного солнечного света (северо-восточные провинции Китая). Очевидно, что для составителей “Юэ лин” впечатляющее, но, увы, мнимое соответствие между поворотом в движении солнца и сбрасыванием рогов оленями было важнее, чем реальность.

Другой пример - наличие в тексте “Юэ лин” группы соотнесенных с первым месяцем после зимнего солнцестояния сезонных явлений, свидетельствующих об оживлении природы (фаза­ны токуют, гуси возвращаются на север и др.). Но эти явления наблюдаются на полтора-два месяца позже, и мы можем лишь заключить, что составителям “Юэ лин” важно было показать, как природа оживляется сразу же после поворота солнца “на лето”. Возможно, они сознательно вносили искажения в материал более раннего локального календаря, исправляя фактическую природную реальность на идеализированную. Но вероятно и то, что они совершенно искренне не могли представить, что реальность может не соответствовать их книжным представлениям.

Таким образом, не только “Ши сюнь”, непосредственный источник системы 72 хоу искус­ственен - признаки искусственности присутствуют и в “Юэ лин”, на котором “Ши сюнь” осно­ван. Однако все это не помешало системе 72 хоу прочно утвердиться в китайском календаре, и выдуманная картина природы, зафиксированная в этом календаре, зачастую продолжает воспри­ниматься как точная запись наблюдений, давным-давно выполненных древними.

В ходе обсуждения доклада докладчику был задан вопрос относительно того, не может ли отмеченное им несовпадение реальных датировок природных явлений с данными источника объ­ясняться тем, что авторы описывали не район среднего течения Хуанхэ, а другой климатический пояс? Г.А. Гребнев ответил, что это крайне маловероятно - вся совокупность упоминаемых в “Ши сюне” животных и растений характерна именно для районов среднего и нижнего течения Хуанхэ, ни в каком другом регионе все эти виды не присутствуют. Таким образом, возможно лишь одно объяснение подобных несоответствий - текст писался книжниками, относительно мало знакомыми с природными явлениями, но зато опиравшимися на письменную традицию и желавшими “подогнать” результат под господствующие в то время натурфилософские концепции.

В.Ц. Головачёв (ИВ РАН) рассказал о международном синологическом форуме “Иссле­дования Китая в международной перспективе: прошлое и настоящее” (“Chinese Studies in the International Perspective: Past and Present”), прошедшем в Пекине 31 октября - 1 ноября 2011 г.[1]

Второй ежеквартальный семинар Отдела Китая прошел в атмосфере интенсивного добро­желательного научного общения, все его участники отметили, что избранный формат позволяет обсуждать самый широкий круг вопросов, причем без спешки, характерной для более масштаб­ных научных конференций, что имеет свои положительные стороны.

[1] Обзор данной конференции публикуется в этом номере.

 

Отчет опубликован: Дмитриев С.В. Китай и мир. Традиции и современность // ВОСТОК (ORIENS), 2012, № 4, с. 174-177.